Информация о ходе исполнения Закона Хабаровского края от 26.07.2005 № 290 «Об отдельных вопросах в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения» (далее - Закон края № 290, край) рассмотрена 09 ноября 2023 года на заседании постоянного комитета Законодательной Думы края по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры.
По итогам обсуждения вопроса постоянный комитет отмечает следующее.
Понятие «особо охраняемые природные территории» установлено Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Особо охраняемыми территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а дендрологические парки и ботанические сады могут находиться в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Закон края № 290 регулирует отношения в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения на территории края.
В настоящее время на территории края имеются следующие категории особо охраняемых природных территорий:
1) краевого значения:
27 государственных природных заказников (общая площадь - 4 535,06 тыс. га);
8 экологических коридоров (общая площадь - 317,95 тыс. га);
1 водно-болотное угодье (площадь - 308,96 тыс. га);
60 памятников природы (общая площадь - 178,046 тыс. га);
4 природных парка (общая площадь - 160,34 тыс. га);
1 дендрологический парк (площадь - 194,1 га).
2) 47 объектов местного значения общей площадью 28,242 тыс. га, из них:
14 парковых зон, 7 скверов, 1 питомник, 2 природных рекреационных комплекса, 9 охраняемых природных объектов, 14 охраняемых природных комплексов.
Исполнительные органы края в рамках своих полномочий осуществляют деятельность в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий краевого значения.
Министерство природных ресурсов края организует создание особо охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в случае, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Министерство природных ресурсов края:
осуществляет подготовку решений Правительства края об изменении категории особо охраняемых природных территорий краевого значения;
готовит материалы для принятия решений о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности;
обеспечивает согласование решений органов местного самоуправления о создании особо охраняемой природной территории местного значения в случае, если данная территория будет занимать более пяти процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования.
За период действия Закона края № 290 в рамках исполнения установленных полномочий министерством природных ресурсов края обеспечены создание 30 особо охраняемых природных территорий краевого значения, подготовлены 30 постановлений Правительства края и 3 постановления Губернатора края об изменении режима особо охраняемых природных территорий краевого значения, в том числе в связи с изменением федерального законодательства.
Постановлением Правительства края от 24.08.2020 № 352-пр «Об изменении категории особо охраняемой природной территории краевого значения» категория особо охраняемой природной территории краевого значения памятник природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» изменена на категорию природный парк.
Постановлением администрации муниципального района имени Лазо края от 12.12.2022 № 1638-па «О снятии статуса памятников природы местного значения на территории муниципального района имени Лазо» упразднены 3 особо охраняемых природных территории местного значения в связи с утратой их природоохранного значения:
гидрологический памятник природы районного значения «Залив Счастья»;
ландшафтный памятник природы районного значения «Одырский природный комплекс»;
гидрологический памятник природы районного значения «Минеральный источник Джугда».
Функция по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий краевого значения, возложена на министерство лесного хозяйства и лесопереработки края.
Охрана лесов от пожаров на особо охраняемых природных территориях краевого значения осуществляется подведомственными министерству лесного хозяйства и лесопереработки края учреждениями за счет средств субвенций из федерального бюджета, так как данные территории входят в состав земель лесного фонда. В 2023 году из краевого бюджета на содержание лесопожарных станций в целях осуществления мер пожарной безопасности и тушения пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий краевого значения, выделено 137,5 млн. рублей.
За текущий период 2023 года на территории края государственными лесными инспекторами края проведено 9 015 патрульных мероприятий, общая протяженность маршрутов составила 610,7 тыс. км, в том числе 1 287 патрульными мероприятиями были охвачены особо охраняемые территории федерального, краевого и местного значения.
По результатам данных мероприятий выявлено 10 нарушений лесного законодательства, из них на территории государственного природного заказника федерального значения «Хехцирский» выявлен один случай незаконной рубки древесины в объеме 3,9 куб. м на сумму ущерба 55 884 рублей, в отношении виновного лица возбуждено уголовное дело.
Также на территории государственного природного заказника федерального значения «Хехцирский» выявлено 8 случаев размещения в лесах отходов производства и потребления (несанкционированные свалки) на площади 0,01 га в объеме 41,85 куб. м на сумму ущерба 955 051 рублей, виновные лица не установлены, материалы направлены в ОМВД России по Хабаровскому району для установления лиц, виновных в указанных нарушениях.
Выявлен один случай невыполнения противопожарных мероприятий по границе государственного природного заповедника «Комсомольский» (филиал Комсомольский ФГБУ «Заповедное Приамурье»), а именно не выполнена очистка минерализованной полосы от горючих материалов, что является нарушением пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614.
ФГБУ «Заповедное Приамурье» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Исполнение государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий возложено на управление охотничьего хозяйства Правительства края и краевое государственное бюджетное учреждение «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края».
По информации управления охотничьего хозяйства, за 9 месяцев 2023 года при осуществлении государственного регионального надзора проведено 129 рейдовых въездов, проверено 496 единиц транспортных средств и 883 гражданина, выявлено 110 нарушений режимов охраны особо охраняемых природных территорий краевого значения.
К административной ответственности в соответствии со статьей 8.39 «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено 89 граждан, сумма наложенных штрафов составила 279 тыс. рублей.
По итогам рассмотрения комитетом направлены рекомендации исполнительным органам края по осуществлению деятельности в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий краевого значения, в том числе направленной на:
управление государственными природными заказниками краевого значения;
охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения;
региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения;
организацию мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий краевого значения;
внесение предложений о совершенствовании законодательства в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий.