ИНФОРМАЦИЯ
о ходе исполнения Закона Хабаровского края от 24.04.2023 № 395
«О наставничестве над отдельными категориями несовершеннолетних
и семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально
опасном положении»
Информация о ходе исполнения Закона Хабаровского края 24.04.2023 № 395 «О наставничестве над отдельными категориями несовершеннолетних и семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении» (далее - Закон края № 395, край), рассмотрена 03.04.2024 на очередном заседании постоянного комитета Законодательной Думы края по вопросам социальной политики (далее - постоянный комитет). В результате рассмотрения вопроса постоянный комитет отметил следующее.
Одним из приоритетных направлений в крае является поддержка семей с детьми, находящихся в социально опасном положении (далее - семьи в СОП). В крае проживает 1 655 семей в СОП, в которых воспитывается
3 378 детей.
Одной из новых форм профилактической работы с несовершеннолетними из семей с несовершеннолетними детьми, признанных находящимися в социально опасном положении (далее - несовершеннолетние из семей в СОП), семьями в СОП, воспитанниками, организаций для детей-сирот является наставничество.
Для определения правовых основ регулирования отношений, связанных с организацией наставничества над проживающими на территории края отдельными категориями несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми 24.04.2023 Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон края № 395.
Указанным Законом регулируются:
условия и порядок установления наставничества;
деятельность наставника;
права и обязанности наставника;
порядок прекращения деятельности наставника;
порядок поощрения наставников.
В целом положения Закона края № 395 на территории края исполняются.
Главным управлением социального развития Губернатора и Правительства края в адрес глав городских округов, муниципального округа и муниципальных районов края направлены инструктивные письма об организации наставничества над семьями в СОП, несовершеннолетними из семей в СОП, воспитанниками, организаций для детей-сирот.
В муниципальных образованиях края организована информационно-разъяснительная работа (в том числе с использованием муниципальных средств массовой информации) среди населения, органов и организаций (учреждений), осуществляющих деятельность на территории муниципальных образований края.
По состоянию на 01.01.2024 в отношении 616 семей в СОП (1 153 ребенка), закреплены 530 наставников, 37,2 % из общего количества семей в СОП охвачено институтом наставничества.
Семей в СОП, в отношении которых в 2023 году снят статус СОП в связи с устранением обстоятельств, положивших основанием для его установления - 567 (в них детей - 946).
Основными категориями наставников являются представители сферы образования - 357 закрепленных наставников, социальной защиты - 63, муниципальных комиссий - 48, правоохранительных органов - 30.
Муниципальными комиссиями организован контроль за эффективностью деятельности наставников. На заседаниях регулярно рассматривается информация о деятельности наставника в отношении семьи в СОП, несовершеннолетнего из данной семьи. В ходе обсуждения вопросов организации наставничества уделяется внимание составлению плана индивидуальной профилактической работы с семьей в СОП и детьми.
Информация наставника учитывается при принятии решения о дальнейшей работе с семьей в СОП.
В крае продолжается практика наставничества в краевых государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая реализуется с 2016 года. В 17 краевых организациях для детей-сирот проводится работа по программам «Один плюс один», «Стань старшим другом», «Наставники: не рядом, а вместе», «Плечом к плечу» и другим, разработаны внутренние локальные акты.
Количество воспитанников, находящихся в краевых организациях для детей-сирот, в возрасте от 0 до 18 лет (по состоянию на 01.03.2024) составляет 910 детей, закреплено 163 наставника, кандидатов в наставники 52 человека.
Наставникам оказывается организационно-методическая помощь в планировании и реализации мероприятий по работе с семьями в СОП.
Наставники имеют право взаимодействовать с представителями органов
и учреждений системы профилактики, проводящими индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними из семей в СОП, семьями в СОП, воспитанниками организаций для детей-сирот, в отношении которых ими осуществляется наставничество, получать у них консультативную и методическую помощь.
До сведения муниципальных образований края доведены методические рекомендации:
по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися;
по организации профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к совершению противоправных деяний, в организациях социального обслуживания;
по вопросам совершенствования организации и проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций высшего образования и взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Наставники, добившиеся положительных результатов в своей деятельности с несовершеннолетними из семей в СОП, семьями в СОП, воспитанниками организаций для детей-сирот, могут быть представлены к награждению почетными грамотами, благодарностями, благодарственными письмами и иными видами поощрения и награждения государственных органов края, органов местного самоуправления муниципальных образований края.
В период с 2022 по 2023 год более 15 наставников были представлены к награждению правами глав, заместителей глав по социальным вопросам муниципальных образований края.
В г. Хабаровске ежегодно проводится городской конкурс «Лучший наставник» (далее - конкурс).
По итогам конкурса победители (не более 10 человек) награждаются Благодарственными письмами администрации города, денежными премиями в размере 11 495 руб.
В целях популяризации института наставничества над несовершеннолетними из семей в СОП, семьями в СОП, воспитанниками организаций для детей-сирот в муниципальных образованиях края организованы информационные кампании.
Обеспечено размещение информации о наставничестве на информационных ресурсах (электронные сайты администраций муниципальных образований края, стенды органов и учреждений системы профилактики и т.д.), в средствах массовой информации, на коллегиях, проводимых в муниципальных образованиях края, заседаний Собраний депутатов, в учреждениях, работающих с детьми и их родителями.
Также информация об организации наставничества над с несовершеннолетними из семей в СОП, семьями в СОП, воспитанниками организаций для детей-сирот доводится до граждан в рамках родительских собраний.
За период реализации Закона края № 395 муниципальными образованиями края выделены проблемы:
большой перечень документов, необходимых для обращения в муниципальную комиссию для рассмотрения кандидатуры гражданина в качестве наставника;
кандидаты в наставники несут дополнительные расходы на оплату и получение справки из психоневрологического и наркологического диспансеров о том, что гражданин не состоит (состоит) на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
недостаточность мер стимулирования, поощрения деятельности наставника;
затрудненность в подборе наставников в отдаленных муниципальных районах края, в районах где отсутствуют крупные предприятия.
По результатам рассмотрения вопроса принято решение рекомендовать:
министерству здравоохранения края обеспечить предоставление кандидатам в наставники, планирующим осуществлять деятельность в рамках Закона края
№ 395, справки из психоневрологического и наркологического диспансеров о том, что гражданин не состоит (состоит) на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств на безвозмездной основе, в том числе направление вышеуказанной справки соответствующей медицинской организацией в учреждение здравоохранения по месту жительства кандидата в наставники;
главному управлению социального развития Губернатора и Правительства края, министерству социальной защиты края, краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений совместно с органами местного самоуправления городских округов, муниципального округа и муниципальных районов края проработать вопрос о дополнительном стимулировании (дополнительный оплачиваемый отпуск, премирование и др.) наставников, осуществляющих деятельность в рамках Закона края № 395, работающих в краевых и муниципальных учреждениях бюджетной сферы;
главному управлению социального развития Губернатора и Правительства края, министерству социальной защиты края совместно с органами местного самоуправления городских округов, муниципального округа и муниципальных районов края обобщать лучшие практики наставничества и внедрять их на региональном уровне;
органам местного самоуправления городских округов, муниципального округа и муниципальных районов края продолжить работу по популяризации института наставничества над несовершеннолетними из семей в СОП, семьями в СОП, воспитанниками организаций для детей-сирот, а также взаимодействовать с крупными предприятиями, профессиональными образовательными организациями для подбора наставников.